Горит лампочка ABS: причины и как это исправить

ABS - антиблокировочная система тормозов, известная всем водителям, но до сих могут возникать вопросы по её работе. Многих водителей пугает лампочка на приборах, которая может загореться в любой момент и не всегда сразу понятно почему. Именно о причинах этого, а также о возможных неисправностях мы поговорим в данной статье. Заодно попробуем разобраться, так ли необходимо сразу бежать при сигнале системы в мастерскую или можно всё решить самостоятельно. 

Немного истории и основной информации 

Тормоза автомобиля. Интернет-магазин чехлов "Автопилот"

Впервые антиблокировочная система тормозов была использована еще в начале прошлого века и не в автомобилях, а на железных дорогах. Задача тех систем немного отличалась от современной и заключалась в блокировке колес поездов при экстренном торможении, при её применении колеса просто стирались, но не происходил занос. Потом технология перешла в самолетостроение, что позволило пилотам быстро останавливать летательный аппарат на пробеге после посадки, не давая ему возможности съехать с дороги. 

Только в годах 70-х ABS стала появляться на различных автомобилях, сначала как дополнительная опция, а потом и в базовой комплектации. И если первое время наличием системы могли похвастаться только БМВ и Мерседесы, то вскоре практически каждый участник автопрома её использовал ради безопасности водителя и пассажира. В России тоже система присутствовала в некоторых моделях, но сейчас от неё отказались. Возможно временно. Тем кто уже пользовался антиблокировочной системой тормозов представить безопасное вождение сложно без данной составляющей, так что найти варианты решения задачи при желании можно. 

Сама система состоит из следующих элементов: 

  1. Электронный блок управления. 

  2. Датчик (количество может быть от 4 и выше) оборота каждого в отдельности колеса. 

  3. Управляющие клапаны. 

Работа же системы достаточно простая. На датчик поступает сигнал с колеса в движении, который далее передается в блок и обрабатывается. Например, колесо теряет очень быстро угловую скорость - блок передает команду нужному клапану сбрасывать давление, в следствии чего опускается тормозная колодка и предотвращается блокировка. 

При работе системы педаль тормоза может вибрировать и трещать, что происходит из-за постоянно обрабатываемых сигналов блоком (от 10 в секунду и выше). Только благодаря тому, что клапан молниеносно срабатывает на подаваемый сигнал колесо не блокируется, повышается управляемость транспортным средством и предотвращается юз. 

Мы описываем самую простую антиблокировочную систему, но есть гораздо сложнее с двумя и больше каналами, с оснащением вспомогательных элементов, такие как насос для поддержания давления. Встречаются варианты уже встроенные в тормозную систему в целом, без выноса в отдельное устройство. Хотя последний вариант скорее исключение и всё устроено гораздо проще. И всё бы ничего, но и простая система ломается, доставляя неприятности, как и сложные. 

Почему горит лампочка 

Индикатор АБС. Интернет-магазин чехлов "Автопилот"

Можем сразу вас уверить, горящий индикатор на панелях не повод для беспокойства. Часто это совсем не означает поломку или горение не связано с антиблокировочной системой напрямую. Что может быть этому причиной: 

  1. Колеса одной оси неподвижны, на второй вращаются быстро или долго, либо одно колесо. Если вы хотя бы раз буксовали или пытались выехать из снега, то вам это уже будет знакомо. За это время на датчики поступает огромное количество сигналов и блок пытается обработать всё очень быстро. Происходит временное включения лампочки, устройство управления просто не знает что делать. Это вполне нормальная реакция, уже через несколько километров она погаснет, всё будет в порядке. 

  2. Вы недавно произвели замену ступиц, ступичных подшипников или был обновлен тормозной диск. Всего скорее мастер при установке совершил ошибку или неправильно установил датчики ABS. Самый распространенный вариант, когда загорается лампочка. 

  3. Импульсный роутер или датчик сильно покрыты грязью, либо обледенели. Достаточно будет почистить или помыть. Самостоятельно такую процедуру провести можно, но потребуется снять колеса - иначе датчик просто не доступен. Чистить и датчики, и сам ротор можно любыми подручными средствами, включая обычную тряпку, влажную салфетку, специальные покупные средства и т.д.следует помнить, что при этом нельзя повредить проводку и быть аккуратным. Обнаружили при чистке повреждения, отпали зубчики или он разваливается, то срочно требуется замена на новый.  

  4. Виновником горения лампочки антиблокировочной системы тормозов может быть проводка к датчикам. Проверять стоит в том случае, если лампа погасла после включения зажигания, но иногда включается во время движения автомобиля. Это практически не касается современных новых авто, но у старичков автопрома сгнившая проводка частое явление. Частая проблема автомобилей. которые эксплуатируются в сложных условиях, на бездорожье, часто попадают в грязевые места и постоянно находятся в регионах с долгой зимой и катаются по дорогам с массой зимних реагентов. 

  5. Сигнал с датчика пропадает из-за люфта ступицы. Сам датчик и гребенка, которая сигнал ловит расположены на улице рядом и всегда должны быть на одном расстоянии друг от друга. Износ же ступицы рано или поздно дает о себе знать. Люфт приводит к тому, что сигнал либо слабый, либо местами вообще станет пропадать. Главным сигналом в таком случае будет даже не лампочка, а вой умирающего подшипника, его очень сложно не заметить, даже на самой оживленной трассе. 

Что делать, если всё из вышеперечисленного не подходит? Искать с помощью датчика более сложную поломку. Это такие случаи, когда лампа ABS даже через время не гаснет после включения зажигания или запуска двигателя. 

Ищем проблему с тестером 

Если самодиагностика не срабатывает, то причиной может быть неисправная проводка и отказ датчиков. Начинать любую проверку стоит именно с датчика и она заключается в снятии показаний его сопротивления мультиметром в режиме омметра. И хотя разные датчики имеют в показаниях разное сопротивление, но оно должно быть в пределах от 1 до 2 кОм. Такие значения используются для ориентирования, но можно найти и более точные данные. 

  1. На мультиметре зашкаливание в бесконечное движение? Произошел обрыв проводки. 

  2. Показания упали к нулю? Очевидный факт - проблема в коротком замыкании. 

Датчики ABS не подлежат ремонту от слова совсем, придется менять полностью на новый и не всегда это происходит быстро, ведь на многие автомобили данные системы привозят только по заказу или для продажи минимальными партиями. 

Что проверяем и зачем, как: 

  1. Работу датчиков с помощью снятия и прокручивания колеса. Должны быть показатели изменения сопротивления. Ничего не меняется? Это может означать то, что датчики слишком грязные и это можно увидеть, либо проблема с гребенкой, на которую поступает сигнал. В таких случаях еще лампочка может гореть на ходу и несостоявшаяся самодиагностика только доказывает это. 

  2. Проводка. Проверить её не так просто. Нужны подключенные работающие датчики, нужно будет снимать колодку с блока ABS, соединять клеммы проводов и т.д. Если не готовы к такому и уверенности нет, что пройдёт всё как нужно - отправляйтесь за помощью к профессиональным мастерам на СТО или в мастерскую поближе к дому. Не стоит напрягать зря или мучить машину. Найти место неполадки может быть проблематичным и в том случае, если разрыв незначительный, вероятность того, что в момент её осуществления он заработает крайне высокая. Выход есть - попросите друга раскачивать машину во время замеров. Такие манипуляции могут и не совсем полностью исключить ошибку, но часто помогают замечать меняющиеся скачками числа на табло используемого тестера. 

  3. Само состояние датчика. Он может просто окислиться, забился пылью разъем и так далее. Вашему авто больше 5 лет? Вполне возможен такой вариант. 

  4. Блок управления. Если в горящей лампочке виноват именно этот элемент системы, то лучше сразу отправляться в автосервис: производить манипуляции своими руками без навыков и знаний практически невозможно. Да даже, чтобы рассмотреть и найти проблему потребуется сканер, и способность работать с ним. Они есть в продаже, разных производителей и с инструкцией, но прибор достаточной капризный и сложный. 

Никакой скрутки проводов, такой ремонт точно недолговечный и вряд ли переживет хотя бы пару поездок в суровых условиях. Только качественное исправление проблемы гарантирует долгую и надежную работу всех систем, включая антиблокировочную систему тормозов.