Какие датчики не дают включить кондиционер

За последние годы кондиционеры стали неотъемлемой частью любого автомобиля и значительно увеличили показатели комфорта для водителей и пассажиров. Механизм достаточно сложный и хорошо отлаженный. Каждый автовладелец знает, что бывают и такие случаи, что не получается включить устройство. Так, например, бывает при попытке запустить кондиционер в сильный мороз или при вытекании фреона. 

Почему так происходит, зачем это предусмотрено производителями? Как кондиционер “понимает”, что в той или иной ситуации он не должен работать? Может ли система давать сбой?

Система кондиционирования. Купить авточехлы в интернет-магазине "Автопилот"

Датчики системы кондиционирования

Да, именно они отвечают за отказ системы включаться в различных ситуациях, когда это необходимо. Как показывает статистика они тоже не совершенны и могут ошибаться, никто не застрахован от такой неприятности, даже владелец дорогой иномарки. 

Нередко наблюдается следующая картина на момент прихода весны - после долгого простоя и сильных морозов кондиционер просто не запускается, что бы вы не делали. Почему такое происходит и что делать? Не стоит паниковать и бросаться в ближайшую мастерскую для замены или долива фреона. В большинстве случаев это просто бесполезная трата денег. В первую очередь следует проверить все датчики, присутствующие в системе, в 90% отказах виноваты именно они. 

Устройство и расположение датчиков

Как выглядит схема обычного кондиционера в машине? Зная её можно легко определить места нахождения датчика и его функцию, заодно проверить его работоспособность. 

Допустим, вы запускаете кнопку A/C и слышите щелчок компрессора авто. Если нет, то всё очень плохо и это мы рассмотрим чуть позже. Как ведет себя автомобиль и какие процессы происходят внутри: 

1. Если компрессор начинает работать, то характерный щелчок обязательно будет, это запускаются муфты. Есть исключения, например, в немецком автопроме, но мы берем во внимание более распространенные варианты. 

2. После щелчка в системе начинается движение (сжимание) фреона и перегонка его в трубке до радиатора кондиционера (конденсор). 

3. В конденсор фреон попадает слишком горячим от сжатия, и тут он охлаждается. 

4. Для этого автоматически запускается вентилятор транспортного средства. Происходит подача холодного воздуха и остывание фреона. 

5. Далее фреон переходит в жидкое состояние (поэтому и конденсор) и отправляется в ресивер или по другому - фильтр-осушитель. 

6. Фильтр содержит трубку с адсорбентом, который впитывает воду из фреона. 

На этой последней стадии происходит несколько важных событий. Во-первых, это не дает замерзнуть фреону и закупорить систему. Во-вторых, удаляются большинство примесей, которые могут повредить системе (сюда относятся различные продукты износа трубок и прочих деталей в конструкции). 

7. Теперь фреон надо опять довести до газообразного состояния, дать ему вскипеть перед отправкой в салон. Причем пусть вас не вводит в заблуждение слово - вскипеть, на самом деле из жидкого фреона изымается огромное количество тепла в данном процессе и он очень сильно остывает, оседая на стенки корпуса испарителя. 

8. На стену дует вентилятор, после чего перегоняет охлажденный воздух в дефлектор выходящий в салон автомобиля. 

9. Всё повторяется.  

Как результат всего выше описанного - холодный поток воздуха попадает в салон, даря комфорт в жаркую погоду. 

Где может стоять датчик и крыться проблема: 

  1. Первый участок - от компрессора до терморегулирующего вентиля (магистраль высокого давления). Если кондиционер работает в нормальном режиме, то трубка будет горячей на ощупь. 

  2. Второй участок - между испарителем и компрессором (магистраль низкого давления). При работе системы трубки будут холодные. 

На этих участках есть свои датчики и они срабатываю в различных ситуациях, отслеживая работу и т.д. 

Работа и сбои датчиков низкого и высокого давления

Вот и добрались до самого главного. Чаще всего сбоит именно датчик низкого давления. В его функционале два положения: “Вкл” и “Выкл”. Последнее служит для размыкания цепи компрессора в тот момент, когда происходит критическое падение давления фреона. Почему так происходит? Просто в самом фреоне есть элемент, предназначенный для смазки, так необходимый компрессору. Очевидно, что чем меньше фреона, тем меньше смазки поступает и система на это реагирует. 

Для подтверждения поломки именно датчика компрессор можно запустить в обход датчика и если он заработает, то проблема либо в нехватке давления, либо в датчике. Стоит отметить, что компрессор не будет работать если давление падает ниже 0,7 атм (в большинстве моделей авто, лучше уточнить цифру в техпаспорте). 

Теперь переходим к датчику высокого давления. Его работа тесно связана с фильтром-осушителем, который должен удалять воду из фреона для избежания замерзания и образования ледяных закупорок. Что произойдет, если он не справляется? Давление будет расти и что-то лопнет, хорошо если незначительная деталь, а не сам компрессор. Как только давление поднимется до 25 атм, в некоторых случаях и более - датчик реагирует и отключает систему кондиционирования. 

Некоторые водители могут определить неработающий датчик (не всегда работает их метод, зависит от авто и типа датчика (четырехконтактный, двух и т.д.)). Так, если система не запускает и срабатывает только лампочка кнопки запуска, то всего скорее виноват датчик низкого давления. Срабатывания при этом датчика высокого давления, о чем говорит запускаемый вентилятор, говорит о его сбое. 

Важно! Для проверки датчика требуется профессиональный мастер, самостоятельно провести диагностику и осмотр очень трудно, так как различаются двухконтактные датчики, трех и более. Необходимы умения и знания. 

Какие еще существуют датчики и как они могут повлиять

  1. Датчик температуры воздуха. Не даст сработать системе если за бортом ниже +5 градусов, так заложено в системе. Так компрессор не будет поврежден, ведь при таких низких температурах окружающей среды фреон просто не будет успевать испаряться и повредит компрессор, который к такому точно не готов. Подводит редко, но и такое бывает. 

  2. Датчик температуры охлаждающей жидкости (не во всех авто присутствует). Из названия понятно за чем он следит. При температуре антифриза свыше 110 градусов датчик приостановит деятельность системы, так как это означает, что радиатор системы охлаждения сильно нагревается из-за неисправности работы конденсатора кондиционера. Он дает перегреваться мотору и это важнее, чем избавить от жары водителя в салоне. 

  3. Датчик температуры испарителя. Он срабатывает при появлении признаков обледенения испарителя. При его поломке кондиционер просто будет работать как сумасшедший на износ или компрессор начнет постоянно отключаться, так что необходимо найти проблему как можно раньше и устранить. Может отключать систему и при перегреве самого датчика. 

  4. Датчики системы климат-контроля (интенсивности солнечного излучения (света) или датчик температуры в салоне). Главная особенность сбоя этих элементов - система кондиционера будет запускаться в ручном режиме. Совсем кондиционер не отключится. 

Подведем итоги 

Система кондиционирования. Купить авточехлы в интернет-магазине "Автопилот"

Причин сбоя в работе кондиционера и его несрабатывания при запуске много и сразу сказать на глаз даже опытный автовладелец не сможет. Датчики редко бывают причиной, но вероятность всё же есть и прежде чем проверять датчики - замерьте давление. Лучше всего с диагностикой проблемы справятся в автомастерской. Процедура не займет много времени и дешевая. Заодно проверите всю систему во избежание будущих неприятностей.