Крутящий момент двигателя (КМ): что это такое, как его увеличить
Для начала разберемся, что называют - крутящим моментом двигателя, на что он влияет и зачем вообще нужен.
Это характеристика, которая показывает силу вращения коленвала мотора, от которой зависит динамика автомобиля, его проходимость, способность уверенно совершать обгоны и совокупность показателей силы оборотов коленчатого вала.
Зачем он нужно о нем знать? При покупке автомобиля он обязательно стоит учитывать, так как в дальнейшем от него зависит эффективная эксплуатация транспортного средство. Он также важен, как и мощность двигателя.
Что это и как влияет на работу двигателей
По значения крутящего момента двигателей допустимо оценивать динамичность и возможность разогнать автомобиль в широком диапазоне скоростей. За единицу измерения взяли Ньютоны на метры (Н*м), получая показатели силы, которую прикладывают при давлении на рычаг. Ещё данным параметром определяют силу вращения коленчатого вала.
В качестве примера можно взять домашние бытовые приборы, где вращение производится вручную, например, мясорубка.
-
Человек крутит ручку и вот та сила, что он прикладывает и обозначим прикладываемой силой.
-
Длина рукоятки - это крутящий момент.
-
И так, в зависимости от длины ручки будет меняться показатель крутящего момента, чем она длиннее, тем он выше.
Получаемые данные при крутящем моменте не постоянны, она меняется так же в зависимости от оборотов двигателя и от количества поступающих в цилиндры жидкостей.
Поговорим и о влиянии КМ на работу мотора. В первую очередь на то, насколько быстро вы можете развивать скорость на автомобиле. Значит, что чем выше, тем мощнее машина и по крутящему моменту вы это понимаете. Так что очень важно обратить своё внимание на него.
Из чего складывается показатель КМ
Важными показателя из которых складывается крутящий момент являются:
-
Площадь поршня.
-
Давление (рабочее), которое создается в цилиндрах.
-
Объем двигателя (рабочий).
-
Длина и радиус рычага (кривошипа) коленчатого вала.
Все они взаимосвязаны между собой. Рост двигателя влияет на увеличение силы, из чего вытекает конечное значение крутящего момента. Та же история и с давлением в цилиндрах, чем оно выше, тем больше прикладывается силы на поверхность поршня.
Что касается радиуса рычага, то в современных авто есть рамки, ограничивающие значения.
Как увеличить показатели крутящего момента
Для начала рассмотрим формулу, с помощью которой можно вычислить крутящий момент в Ньютонах. С её помощью можно оценивают эффективность крутящего момента в общем взаимодействии с мощностью и числом оборотов.
Используют специальную формулу двигателя: M = P х 9550 / N. Где: P - номинальная мощность (в киловаттах), M - номинальный крутящий момент, а N - номинальная скорость (количество оборотов за 1 минуту).
Большинство автомобильных сайтов или специальных ресурсов с продажами транспортных средств предлагают рабочие конвертеры, где вам надо будет только подставить свои цифры и автоматически производится расчет крутящего момента. Может возникнуть необходимость рассчитывать показатель КМ машины, где мощность в лошадиных силах, тогда тоже проще воспользоваться специальным калькулятором и перевести их в киловатты.
Чтобы увеличить показатели можно:
-
Повысить степень сжатия и для этого уменьшить объемы камеры сгорания.
-
Заменить программное обеспечение электронному блоку, который управляет двигателем. Провести чип-тюниг двигателю.
-
Заменить коленчатый вал на другой, с более большим коленом. Заодно придется сменить цилиндры, что и способствует увеличению показателей крутящего момента.
-
Купить новые поршни, либо более легкие, либо с большим диаметром.
-
Доработать головку блоков цилиндра.
Дополнительно специалисты советуют провести следующие процедуры: перенастроить карбюратор, увеличение турбонаддува, сменить форсунки, произвести расточку цилиндра и увеличить показатели компрессии. Можно обратиться к мастерам в автосервисах и провести сразу несколько вариантов улучшений, некоторые варианты проводить самостоятельно сложно и мы не рекомендуем без знаний в данной сфере браться за работу.
Что еще полезно знать о крутящем моменте
Бензиновый и дизельный мотор, различия КМ
У различных двигателей, а тем более работающих на разном топливе показатели крутящих моментов будет сильно отличаться. В машине с бензиновым двигателем более высокая скорость, а в дизельных - мотор быстрее разгоняется.
Если проверять на низких оборотах, то разница более заметная. Бензиновому надо много времени, чтобы раскачаться, а дизель развивает тягу молниеносно. Но, далее картина пользы от этого меняется, ведь у дизеля разброс диапазонов невелик и требуется переход на передачу выше, в это время бензиновый движок еще продолжает разгоняться без смены.
Важен ли крутящий момент или только мощность?
При выборе автомобиля важны оба показателя в равной степени. Даже больше - они взаимосвязаны и если бывший владелец ради цены приврал про мощность, то второй параметр это покажет. Ведь чем больше КМ, тем больше мощность. Обычно в технических документах в разделе характеристик транспортного средства указываются данные максимальных показателей КМ и мощность в совокупности с числом оборотов. Зачем? Потому что только благодаря оборотам достигаются нужные величины КМ.
Предел крутящего момента и его влияние
У всего есть предел, когда показатели уже не растут и у крутящего момента тоже. Максимально не значит хорошо, ведь работая на максимуме увеличивается износ и трение поршней, да и других деталей, повышается нагревание масла и т.д. В итоге происходит снижения качества работы двигателя и всё идёт уже на спад.
Наибольшие показатели крутящие момента наблюдаются у бензиновых двигателей, в основном у иномарок.
КМ в легковом и грузовом транспорте
Есть существенные различия. Грузовому транспорту намного важнее высокие показатели для перевозки груза, особенно очень тяжелого, ведь он помогает трогаться с места. Также важно знать, что чем больше величина КМ, тем выше грузоподъемность авто.
В легковом же это не нужно в основном и главнее возможность разгона.