Системы безопасности автомобиля. Cоблюдение необходимых мер водителем и пассажирами
Современные автомобили, даже несмотря на многочисленные технологии, направленные на улучшение безопасности водителя и пешеходов, всё равно остаются крайне травмоопасными во время обычного движения или в аварийных ситуациях. Поэтому были разработаны меры безопасности для водителя и пассажиров, а также правила для пешеходов.
Производители тоже ежегодно улучшаю показатели безопасности и разрабатывают всё более продвинутые системы безопасности. Что это такое? Как они работают и многое другое мы расскажем в данной статье.
Системы безопасности в современных автомобилях
Для начала рассмотрим основные понятия и виды систем. Это совокупность различных решений и устройств в конструкции автомобиля и эксплуатационных свойств транспортного средства. Основным предназначением систем безопасности автомобилей является предотвращение аварийных ситуаций.
Есть два вида:
-
Активные системы. Они должны “предчувствовать” рискованную ситуацию и быстро среагировать, попытаться предотвратить. Например, сбросить скорость. Работа электроники теперь тоже в безопасности учитывается.
-
Вспомогательные системы. Включают: парковочную систему, кругового обзора, аварийного рулевого управления, помощи при перестроении и многие другие.
Основные системы активной безопасности
-
Антиблокировочная система тормозов (АБС). Основа всех электронных ассистентов в автомобилях. Всё понятно из названия, не дает заблокировать колеса, с помощью сигнала в гидромодуль снижает давление в одной или нескольких тормозных магистралях, после чего колеса опять начинают вращаться. Благодаря этому можно предотвратить столкновение и аварию.
-
ESP, HDC, EDL, EDTC. Можно отнести к отдельным системам, отвечающим за пробуксовочные процессы и динамическую стабилизацию или как к дополнительным настройкам АБС. Впрочем, они друг друга идеально дополняют и обеспечивают наилучшую безопасность. Помогают преодолевать скользкие трассы и предотвращать заносы.
-
Автоматические тормоза. Очень эффективны, когда требуется резкая остановка транспортного средства. Срабатывают намного быстрее чем зрение водителя благодаря лазерным дальномерам. Более дорогие авто еще оснащаются камерами и радарами.
-
Ассистенты. Например, адаптивный круиз контроль, который берет полностью машину под свой контроль, а человек следит за его работой. Он удерживает авто в одной полосе. Или всё тот же парковочный помощник, который может без вашего участия и зеркал припарковать автомобиль. Для работы продвинутых, пример тому Тесла, достаточно вбить маршрут и машина привезет в указанной место с соблюдением всех правил дорожного движения.
-
Пассивная безопасность транспортного средства. Относятся: внешние элементы, такие как бампер, безопасные стекла (разбиваются в сетку кусочков, не рассыпаясь), подвергающиеся легкой деформации капот и багажник (помогает избежать более серьезных травм для пешеходов), а также внутренние: подушка безопасности, ремни, подголовники, пиропатроны, подлокотники и прочее.
Перечисленные механизмы существенно снижают вероятность травм и смертельных исходов во время аварий.
Правила и меры безопасности которые нужно соблюдать
Но! Не забывайте, что электронные системы автомобиля имеют свойство ломаться и сбоить, как любое высокотехнологичное устройство. Так что в первую очередь водитель и пассажиры должны сами о себе позаботиться и обязательно знать правила и меры безопасности.
-
Садиться за руль можно только при наличии водительского удостоверения.
-
Обязательно в машине должны быть огнетушитель и аптечка. Если у Вас какие-то особенные предписания по лекарствам, то они должны быть добавлены в аптечку самостоятельно.
-
Обязательно следует обращать внимание на техническое состояние авто. Не садитесь за руль, если есть проблемы с рулевой системой, тормозами и другие. Особенно при сильном запахе бензина в салоне.
-
Дети до 12 лет не должны быть на переднем сидении во время движения автомобиля.
-
Ремни безопасности должны быть пристегнуты, включая пассажира рядом с водителем.
-
Водитель должен быть сосредоточен на дороге, не зафиксированные животные и беспокоящие его дети, могут сильно отвлекать, создавая опасную ситуацию.
Рассмотрим еще правила отдельно для водителя и пассажиров.
Общие правила безопасности в автомобиле для водителя
-
Не допускается управление машины в алкогольном или наркотическом опьянении. Это грозит не только огромным штрафом, но и лишением прав, а также смертью при ДТП всех участников движения. Контролировать себя в таком состоянии практически невозможно.
-
Нельзя садиться за руль при высокой температуре, тошноте, головокружениях и даже при бессонице, если человек не спал более 30 часов.
-
Всегда должен быть пристегнут ремень безопасности, даже если поездка на пару кварталов.
-
При перевозке вещей в салоне - надежно их зафиксируйте.
-
Запрещено использование гаджетов во время движения. Лучше остановитесь и сделайте звонок. Либо подключите прием на бортовой ПК, хотя и в данном случае разговор не должен быть длинным.
-
Соблюдайте скоростные режимы. Не разгоняйтесь и не сбавляйте слишком скорость, что также будет всем мешать.
Правила безопасности в автомобиле для пассажиров
-
Должны всегда пристегиваться.
-
Для детей нужно установить специальное кресло или автолюльку (исходя из возраста маленького пассажира).
-
При дальних поездках и водитель, и пассажир должны отдыхать, необходимо делать длительные остановки.
-
В салоне предусмотрено определенное количество людей, находящихся там одновременно. Нельзя его превышать.
-
Нельзя высовываться сильно из окна во время движения, или протягивать ноги на панель. Люк тоже не предназначен для того, чтобы в него вылезать на ходу.
-
И самое главное - не отвлекайте водителя!
Мифы и заблуждения
Водители с многолетним стажем любят рассказывать новичкам о геройства и подвигах на дорогах, попутно снабжая различными мифами и заблуждениями, которые могут стать причиной больших неприятностей. Вот самые интересные и опасные из них:
-
Чем больше опыт, тем лучше водитель на дороге и точно не попадет в аварию. Это не так. Причиной столкновения легко может стать другой водитель или пешеход, либо неисправность авто. Всё предугадать и моментально среагировать невозможно.
-
Ремень безопасности не обязателен, особенно в городе при маленькой скорости. Миф, так как даже на стоянке можно получить удар другим авто, а ремень убережет от резкого падения на руль или панель.
-
Подушки безопасности спасут в любой ситуации. Очень опасное заблуждение. Они сработают только при пристегнутом ремне, их удар очень сильный и бывают случаи травмирования именно ими, скорость автомобиля не должна превышать 80 км в час при столкновении. Еще они могут задушить в салоне, если он сильно сплющен или искорежен, возможна и потеря слуха от резкого хлопка.
-
Пассажир сзади не должен пристегиваться. Конечно никто заставлять не будет, но в случае аварии есть большой шанс вылететь вперед и всё себе переломать.
-
Мелкие предметы в салоне не помеха. Наоборот, даже при небольшом торможении они будут везде разлетаться. Лучше использовать органайзеры.
-
Тюнинг безопасен. Смотря какой и где. Есть даже специально запрещенные законом изменения в конструкции и т.д.
Вывод
При всём количестве навороченных систем безопасности, никто не снимает ответственности с водителя, он, как и прежде должен следить за ситуацией в салоне и на дороге. Не стоит слепо доверять электронике, но и без неё намного сложнее. Следует помнить, что системы активной безопасности помогают водителю в сложной ситуации, а не берут на себя управление автомобилем, поэтому автолюбителю не стоит расслабляться – он должен быть готов ко всему.