Системы безопасности автомобиля. Cоблюдение необходимых мер водителем и пассажирами

Современные автомобили, даже несмотря на многочисленные технологии, направленные на улучшение безопасности водителя и пешеходов, всё равно остаются крайне травмоопасными во время обычного движения или в аварийных ситуациях. Поэтому были разработаны меры безопасности для водителя и пассажиров, а также правила для пешеходов. 

Производители тоже ежегодно улучшаю показатели безопасности и разрабатывают всё более продвинутые системы безопасности. Что это такое? Как они работают и многое другое мы расскажем в данной статье. 

Системы безопасности в современных автомобилях 

Для начала рассмотрим основные понятия и виды систем. Это совокупность различных решений и устройств в конструкции автомобиля и эксплуатационных свойств транспортного средства. Основным предназначением систем безопасности автомобилей является предотвращение аварийных ситуаций. 

Есть два вида:

  1. Активные системы. Они должны “предчувствовать” рискованную ситуацию и быстро среагировать, попытаться предотвратить. Например, сбросить скорость. Работа электроники теперь тоже в безопасности учитывается. 

  2. Вспомогательные системы. Включают: парковочную систему, кругового обзора, аварийного рулевого управления, помощи при перестроении и многие другие. 

Основные системы активной безопасности

  1. Антиблокировочная система тормозов (АБС). Основа всех электронных ассистентов в автомобилях. Всё понятно из названия, не дает заблокировать колеса, с помощью сигнала в гидромодуль снижает давление в одной или нескольких тормозных магистралях, после чего колеса опять начинают вращаться. Благодаря этому можно предотвратить столкновение и аварию. 

  2. ESP, HDC, EDL, EDTC. Можно отнести к отдельным системам, отвечающим за пробуксовочные процессы и динамическую стабилизацию или как к дополнительным настройкам АБС. Впрочем, они друг друга идеально дополняют и обеспечивают наилучшую безопасность. Помогают преодолевать скользкие трассы и предотвращать заносы. 

  3. Автоматические тормоза. Очень эффективны, когда требуется резкая остановка транспортного средства. Срабатывают намного быстрее чем зрение водителя благодаря лазерным дальномерам. Более дорогие авто еще оснащаются камерами и радарами. 

  4. Ассистенты. Например, адаптивный круиз контроль, который берет полностью машину под свой контроль, а человек следит за его работой. Он удерживает авто в одной полосе. Или всё тот же парковочный помощник, который может без вашего участия и зеркал припарковать автомобиль. Для работы продвинутых, пример тому Тесла, достаточно вбить маршрут и машина привезет в указанной место с соблюдением всех правил дорожного движения. 

  5. Пассивная безопасность транспортного средства. Относятся: внешние элементы, такие как бампер, безопасные стекла (разбиваются в сетку кусочков, не рассыпаясь), подвергающиеся легкой деформации капот и багажник (помогает избежать более серьезных травм для пешеходов), а также внутренние: подушка безопасности, ремни, подголовники, пиропатроны, подлокотники и прочее. 

Перечисленные механизмы существенно снижают вероятность травм и смертельных исходов во время аварий.

Правила и меры безопасности которые нужно соблюдать 

Ремни безопасности должны быть пристегнуты, включая пассажира рядом с водителем

Но! Не забывайте, что электронные системы автомобиля имеют свойство ломаться и сбоить, как любое высокотехнологичное устройство. Так что в первую очередь водитель и пассажиры должны сами о себе позаботиться и обязательно знать правила и меры безопасности. 

  1. Садиться за руль можно только при наличии водительского удостоверения. 

  2. Обязательно в машине должны быть огнетушитель и аптечка. Если у Вас какие-то особенные предписания по лекарствам, то они должны быть добавлены в аптечку самостоятельно. 

  3. Обязательно следует обращать внимание на техническое состояние авто. Не садитесь за руль, если есть проблемы с рулевой системой, тормозами и другие. Особенно при сильном запахе бензина в салоне. 

  4. Дети до 12 лет не должны быть на переднем сидении во время движения автомобиля. 

  5. Ремни безопасности должны быть пристегнуты, включая пассажира рядом с водителем. 

  6. Водитель должен быть сосредоточен на дороге, не зафиксированные животные и беспокоящие его дети, могут сильно отвлекать, создавая опасную ситуацию. 

Рассмотрим еще правила отдельно для водителя и пассажиров.  

Общие правила безопасности в автомобиле для водителя

  1. Не допускается управление машины в алкогольном или наркотическом опьянении. Это грозит не только огромным штрафом, но и лишением прав, а также смертью при ДТП всех участников движения. Контролировать себя в таком состоянии практически невозможно. 

  2. Нельзя садиться за руль при высокой температуре, тошноте, головокружениях и даже при бессонице, если человек не спал более 30 часов. 

  3. Всегда должен быть пристегнут ремень безопасности, даже если поездка на пару кварталов. 

  4. При перевозке вещей в салоне - надежно их зафиксируйте. 

  5. Запрещено использование гаджетов во время движения. Лучше остановитесь и сделайте звонок. Либо подключите прием на бортовой ПК, хотя и в данном случае разговор не должен быть длинным. 

  6. Соблюдайте скоростные режимы. Не разгоняйтесь и не сбавляйте слишком скорость, что также будет всем мешать. 

Правила безопасности в автомобиле для пассажиров

Для детей нужно установить специальное кресло или автолюльку

  1. Должны всегда пристегиваться. 

  2. Для детей нужно установить специальное кресло или автолюльку (исходя из возраста маленького пассажира). 

  3. При дальних поездках и водитель, и пассажир должны отдыхать, необходимо делать длительные остановки. 

  4. В салоне предусмотрено определенное количество людей, находящихся там одновременно. Нельзя его превышать. 

  5. Нельзя высовываться сильно из окна во время движения, или протягивать ноги на панель. Люк тоже не предназначен для того, чтобы в него вылезать на ходу. 

  6. И самое главное - не отвлекайте водителя!

Мифы и заблуждения 

Водители с многолетним стажем любят рассказывать новичкам о геройства и подвигах на дорогах, попутно снабжая различными мифами и заблуждениями, которые могут стать причиной больших неприятностей. Вот самые интересные и опасные из них: 

  1. Чем больше опыт, тем лучше водитель на дороге и точно не попадет в аварию. Это не так. Причиной столкновения легко может стать другой водитель или пешеход, либо неисправность авто. Всё предугадать и моментально среагировать невозможно. 

  2. Ремень безопасности не обязателен, особенно в городе при маленькой скорости. Миф, так как даже на стоянке можно получить удар другим авто, а ремень убережет от резкого падения на руль или панель. 

  3. Подушки безопасности спасут в любой ситуации. Очень опасное заблуждение. Они сработают только при пристегнутом ремне, их удар очень сильный и бывают случаи травмирования именно ими, скорость автомобиля не должна превышать 80 км в час при столкновении. Еще они могут задушить в салоне, если он сильно сплющен или искорежен, возможна и потеря слуха от резкого хлопка. 

  4. Пассажир сзади не должен пристегиваться. Конечно никто заставлять не будет, но в случае аварии есть большой шанс вылететь вперед и всё себе переломать. 

  5. Мелкие предметы в салоне не помеха. Наоборот, даже при небольшом торможении они будут везде разлетаться. Лучше использовать органайзеры. 

  6. Тюнинг безопасен. Смотря какой и где. Есть даже специально запрещенные законом изменения в конструкции и т.д. 

Вывод

При всём количестве навороченных систем безопасности, никто не снимает ответственности с водителя, он, как и прежде должен следить за ситуацией в салоне и на дороге. Не стоит слепо доверять электронике, но и без неё намного сложнее. Следует помнить, что системы активной безопасности помогают водителю в сложной ситуации, а не берут на себя управление автомобилем, поэтому автолюбителю не стоит расслабляться – он должен быть готов ко всему.